Автор Тема: доработка катрана  (Прочитано 15629 раз)

putnik

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 88
    • Просмотр профиля
доработка катрана
« : 12 Март 2014, 10:53:44 »
Хочу доработать катран. У кого нибудь есть опыт? конкретно хочу сделать грузовой отсек с удобной загрузкой, выше шпангоут в ногах у капитана (чтобы сидеть было удобно), шире все шпангоуты (для увеличения внутреннего полезного объема, за счет уменьшения воздушной прослойки в бортах), более острый нос (для уменьшения повреждаемости шкуры, увеличения маневренности), спинки доработать, палубу чтобы на неё можно было ложиться.
Новую байдарку не предлагать не интересно:) Интересно самому сделать.

Ilya

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля
Re: доработка катрана
« Ответ #1 : 12 Март 2014, 18:58:08 »
Опыт есть. По некоторым пунктам положительный, некоторые оспорю, хотя многое упрется в "для чего/кого".

Грузовой отсек с удобной загрузкой, это естественное желание после первого выхода на катране. Решалось в несколько этапов. На первом этапе вшил тракторные молнии. Т.к. длинных разъемных в продаже не попалось, вшил две покороче. Для загрузки/выгрузки приходилось подсдувать баллоны и изымать обручи. Удобнее, но и это надоедает. На следующем этапе пришил к деке пару длинных карманов, добавил к набору пару трубочек, которые в эти карманы вставляются, и три скажем ремня (полоска с петлями на концах из тезы) + прорези в карманах под указанные выше петли. После этого, можно вскрывать брюхо надутой лодки. Третий этап был добавление еще пары молний полукругом над грузовым отсеком, позволяют не трогать лишний раз разъемные молнии и обручи. Воды через них затекает совсем немного. Фоток под рукой нет, лодка сейчас не у меня.

Картинка для наглядности. Верхняя часть картинки - подобие полностью раскрытой деки без детального изображения формы шкуры вне разъема (раскрывается примерно по привальники), нижняя часть рисунка - вид на закрытую деку между очками.

Две молнии, образующие полукруг, не разъемные. Открываются от центра к бортам. При этом получаем доступ к грузовому отсеку без особых хлопот. Сдувать и отвязывать обручи на стоянках необходимость отпадает.

Шпангоут выше поднимал. + добавлял упоры. Удобно. Дополнительно еще пилерс вставлял, были опасения, что лодка может сложиться... Возможно и это помогло, один раз так удачно раскорячился, что долго удивлялся, почему лодка не сложилась. Собирал на вытяжных клепках с расклепыванием передней части штыря внутри (участок без надреза).

Шире шпангоуты не делал, проще снарягу полегче завести, спина будет довольна.

Управляемость у него достаточная, штевни трогать желания не возникло. Для защиты шкуры хорошо помогает пенка и азы ТВТ.

Спинки для спортивного сплава зло. В походах их роль обычно ложится на гермы с барахлом.

После поднятия шпангоута капитан вполне может сидеть на вещах, и из этого положения вполне комфортно ложиться на деку, особенно в спасике.

Еще полезными модернизациями были:
1. Полоски тезы с пришитыми полосками  липучки и петельками под веревочки, которые привязывались к шпангоутам, снаружи привальников, липучкой к баллонам. Ответная часть липучки пришивалась к чернухе, а она клеилась к баллонам. В результате убивалось два зайца. Привальники не прокусывали баллоны , а в зависимости от уровня воды можно было задавать высоту баллонов по отношению к каркасу. И на мелких, каменистых реках иметь плоскодонку, с кильсоном висящим над шкурой. А на многоводных реках задрать баллоны повыше, и иметь лучший ход и меньше склонности к закусыванию струями.
2. Карманы на штевни объединяющие баллоны. Пустячок, а в сочетании с предыдущим пунктом позволяло собирать лодку за 15 минут в одно лицо. Сразу без перекосов и прочих хлопот. При том, что я далеко не шустрый товарищ.
3. Очень хотелось склеить баллоны из тряпки полегче, но с начала появилась "Смена", потом снизошел до еще более скромных конструкций http://www.tk-perovo.ru/assets/images/IMGP0276.JPG , лодка в сложенном виде рядом с веслом http://www.tk-perovo.ru/assets/images/IMGP0243.JPG . Требуется только насос... Уже есть более современные версии.

P.S. Еще кусочки кембрика на стыках привальников радовали. Напрочь отбивают аппетит привальникам по отношению к баллонам. По кусочку трубочки на стык, длинной в пару см. Можно конечно изолентой замотать, но с кембриками и собирать и разбирать быстрее, да и мусора потом меньше. После появления в конструкции липучек, необходимость в этой приспособе отпала.
« Последнее редактирование: 12 Март 2014, 21:08:15 от Ilya »

Михаил (Zindolog) Левашов

  • Гость
Re: доработка катрана
« Ответ #2 : 12 Март 2014, 19:33:19 »
http://vk.com/club50978416

Туда ответил.

Повторю:
 Доработать координально :(
Хотя на свое время лодка была революцией для масс... Сам ходил на ней много. Переделок 10 и все пучком. Потом Тик-Так на год и ... новая религия :)
1. Главное заменить носовые и кормовые вертикальные штевни на конус. Тогда она хоть крутиться будет по человечески.
2. Эву по кильсону, нижнему стрингеру и низам шпангоутов приделать.
3. Ну и багажник центральный закрыть по человечески, чтоб не рвал трубку.
4, Ну и пяточные упоры персональные. В принципе для любой Карелии и многоводного Алтая до 3+КС хватит.

Но почитав рекомендации моего усатого товарища, добавлю, что
тоже колхозил баллоны как -то, не помню.
Проклейка  - конечно.
ТВТ - канечно.
Спинки еще юзал и позже. Иногда нужна...
Упоров не делал. Гермы подпихивал, но начал  именно тогда уставать от этого процесса.
Точно помню - самое гениальное решение соединения  стрингеров и шпангоута на шпильках - только при сборке туда подвесил веревочки и привязывал, чтоб как кница держала.

Кароче, вопрос больному - вы сами выздоровеете или вам прописать всю эту х@рню?
В смысле мне за Вас страшно. Нужен координальный ход :)
Или совсем коодинальный
« Последнее редактирование: 12 Март 2014, 19:47:05 от Zindolog »

putnik

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 88
    • Просмотр профиля
Re: доработка катрана
« Ответ #3 : 12 Март 2014, 20:40:11 »
удалил из группы чтобы не дублировать. много интересного спасибо. если еще будут вопросы напишу. пока попробую начать. На выходе хочу нечто среднее между спортивной иголкой и полнометражной походной лодкой. Опыт самоделок уже есть, каяк себе реконструировал, так что думаю все должно получиться красиво.
« Последнее редактирование: 12 Март 2014, 21:04:25 от putnik »

Михаил (Zindolog) Левашов

  • Гость
Re: доработка катрана
« Ответ #4 : 12 Март 2014, 21:19:51 »
Опыт самоделок уже есть, каяк себе реконструировал, так что думаю все должно получиться красиво.

Почетно, только нецелесообразно ИМХО.
Материал в основе Катрана - АМГ. И этим все сказано.

Вьюна б/у купите. Лодка для профи-двоешников.

Ilya

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля
Re: доработка катрана
« Ответ #5 : 12 Март 2014, 22:13:02 »
В очередной раз имею по некоторым моментам противоположное мнение по отношению к Мише ;-))

По цвету и поведению набор у моего Катрана больше смахивает на титановый сплав. В эксплуатации с 1987 года у меня, до меня ходил пару лет под другим человеком.
Из повреждений:
1. Сломался пластмассовый носик и лопнула дуга на последнем шпангоуте по причине запуска груженой лодки с обрыва высотой около 15 м, после чего лодка остановилась от встречи носом с деревом. Метры реальные, а не как шторм у Миши. Это не предполагалось как краш-тест, просто один подскользнулся, а второй не смог удержать за скользкую корму. А там и обрыв рядом... О пользе обвязок ;-)). Свернутый носик было видно сразу, т.к. он смотрел в сторону, трещину в последнем шпангоуте заметили только на антистапеле. Сплаву это не помешало. Любая другая лодка, в те времена, после подобного испытания потребовала бы незамедлительного и возможно продолжительного ремонта.
2. Дал поюзать приятелю на поход летом в Карелию. Лодка вернулась домой следующей весной. После выхода в море набор не промыли пресной водой, в результате почти все заклепки схавала соль. Трубки повреждений не имели.
Еще через десяток лет отвалились пара шпиньков на шпангоутах. Вывод, не АМГ, не силумин, ...

Имею опыт сплава на Вьюне по Оне (4 к.с.) Шкурка у Вьюна покрепче, а вот трубочки все помялись. Трубки кильсона приняли профиль полумесяца. Смять трубки у Катрана даже у чужих людей не получалось. У тритонов набор значительно сопливее, а у Катранов шкурка пожиже. В паспорте от Катрана кажись было написано до 4 к.с.

Были поползновения у одноклубников шкурку ему новую сшить и баллончики полегче склеить. Если завершат планы, то будет вполне сносная лодка для ПВД. Хотя конечно моделька не нова, и из современных материалов можно поиметь более красивые решения. Полегче, покомпактнее, ...

Еще, в пользу Катранам, ... по отношению к пузатым матрасам бОльшая склонность к обучению их обладателей, т.к. в случае ошибок в управлении вероятность поломок, пробоин, переворотов, ... заставляет думать и совершенствоваться, а широкая не убиваемая посуда способствует наплевательскому отношению к сплаву.

putnik

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 88
    • Просмотр профиля
Re: доработка катрана
« Ответ #6 : 12 Март 2014, 22:28:35 »
да понятно что мнения разные. мне катран нравиться тока до ума довести надо. у вьюна тоже не все слава богу, а переделывать катран както дешевле чем вьюна, да и место в катране больше под барахло. попробую, если не понравиться куплю себе еще и вьюна. Лодкой больше или меньше ктож их считает?:) я тут посчитал и понял что у меня снаряги на небольшой турклуб:))) так что еще одна лодка лишней в случае чего не будет

Ilya

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля
Re: доработка катрана
« Ответ #7 : 12 Март 2014, 22:35:17 »
Эээ, во Вьюне, даже с поддувными бортами, места кажись больше, чем в Катране. Если барахло во все свободные от ног места распихивать. А может я и забыл уже чего, ...

putnik

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 88
    • Просмотр профиля
Re: доработка катрана
« Ответ #8 : 13 Март 2014, 07:09:21 »
по моему меньше. он если не ошибаюсь короче

Ilya

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля
Re: доработка катрана
« Ответ #9 : 13 Март 2014, 08:28:53 »
Ну, да, вьюн кажись немного короче, и седоки в нем расположены ближе друг к другу, т.е. грузовой отсек покороче. Но он пошире (внутри). В ногах у капитана больше можно насовать, объем в корме больше, да и в нос немного можно запихать. Но, если оптимизировать снарягу, то на двухнедельный автоном в обоих лодках места вагон. А вот если штевни подрезать, то его станет меньше. Переделывать Вьюна проблематичнее, т.к. шкура у него проклеенная, и перешивать ее задолбаешся под новую форму. Мои модернизации Катрана не повлекли за собой изменения формы шкурки. При надувании все растягивалось как надо. Управляемости мне хватало, а бывалые Тайменьщики жаловались, что Катран постоянно рыщет. Т.е. управляемость у него нормальная, а подрезание штевней может снизить ходкость и почти не добавить маневренности, оно вам надо?

Михаил (Zindolog) Левашов

  • Гость
Re: доработка катрана
« Ответ #10 : 13 Март 2014, 09:03:20 »
Т.е. управляемость у него нормальная, а подрезание штевней может снизить ходкость и почти не добавить маневренности, оно вам надо?

Вапервых ахинею про шторма я оставляю на твоей совести.

Вафтарых - мои Катраны (два) были сделаны тоже типа в 87-м. Ну не д-16Т уж точно.
Вьюнские трубки тоньше, прочнее и ломче, что естественно.
А Катран просто мнется. Что тоже неплохо иногда.

В третьих .
Про ходкость. Объективный фактор, который не имеет смысла, тем не менее, в реальной жизни. Четыре посудины - Таймень, Тик-Так, Катран и КНБ-81 при равных условно прокладках в походном строю идут одинаково. Проверено, т.е. проблемы ждать и догонять не было. Два похода. Мста и Чирка-Кемь. 2007. А вот на порогах все как по теории. Таймень - утюг. Тик и Катр так себе. КНБ-81 - истребитель Зеро.

Про вертче что со шевнями и без так же как и со штевнями - без коментариев.

Про обучение. Нет инструкторов, которые учат Катрано-Вьюно-Илексо вождению. "Опытные" Вьюноводы (Тайменеводы) - не инструктора. Чаще собутыльники. А самоучение - пол жизни. Я это проходил. Жалею.

И полигон для учебы на пупындрах гораздо ширее и оперативнее. И материал как тренажер для обучения гораздо податливее.
Для очень понятного сравнения, попробуй на Ладоге народ научить зацепу и боковым притяжениям.
Наверное на слаломнике удобнее? Но слаломник это для маньяков. Но маньяки не все, а учица хоца.

К стати Дно ты ж не даром так залюбил? Шикарная тренинг-машина. Особенно щаз, когда стала устойчивее.

П.С. Катран делали на ЗИЛе. Какой титан?
« Последнее редактирование: 13 Март 2014, 10:06:20 от Zindolog »

putnik

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 88
    • Просмотр профиля
Re: доработка катрана
« Ответ #11 : 13 Март 2014, 09:51:04 »
Когда все будет готово выложу итог. Просто на самом деле нигде нет информации в инете по доработке катрана. Безусловно лодка противоречивая, но раз она есть надо её доделать. Огромное спасибо за картинку раскрытия деки. По поводу маневренности это вопрос прокладки. Думаю что справлюсь:) Для ходкости эта лодка в принципе не очень заточена, на этот случай у меня есть другая лодка. Если будут еще вопросы конкретные по ходу работ я понял к кому обращаться.

Ilya

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля
Re: доработка катрана
« Ответ #12 : 13 Март 2014, 21:34:20 »
Ну, дык ее дорабатывали когда интернет и цифровые картинки были не на каждом углу. На счет ходкости, ни разу на Катране от тайменей не отставал. Про таймени есть такое наблюдение. Завод, на котором я тогда работал, закупил в один день в одном магазине десяток ОДИНАКОВЫХ лодок. Все имели различную крейсерскую скорость. Первая от последней отличалась на несколько км/час. При смене прокладок результаты сохраняли свои тенденции, т.е. скорость ограничивалась именно лодками.

На счет противоречивости лодки. Я ее не замечал. Мне лодка нравилась, да и в то время промышленность ничего лучше и не предлагала. Сейчас выбор больше. Если лодка есть, время есть, руки есть, и нет желания прикупить нечто новое, то апгрейд дело стоящее. Поднятый шпангоут и доступные недра добавляют положительных эмоций.

Дальше оффтоп для потехи Михаила. Дабы не играть с цитатами, вставлю свои мысли другим цветом.

Вапервых ахинею про шторма я оставляю на твоей совести.

Спасибо дорогой друг. Шторма твои, а совесть моя, неувязочка... При штормовом ветре ты и по земле ходить будешь с великим трудом, и без лодки, а при парусности надувастика... Извини, но все названия имеют свой физический смысл.

Вафтарых - мои Катраны (два) были сделаны тоже типа в 87-м. Ну не д-16Т уж точно.
Вьюнские трубки тоньше, прочнее и ломче, что естественно.
А Катран просто мнется. Что тоже неплохо иногда.

Ну, значит у меня был бракованный Катран, из некондиционной трубы, убить которую я не смог, а вот Вьюновые трубки мялись на ура, при гораздо меньших нагрузках. Мне они достались мягче чем у Катрана. Лучше гнулись по длине и плющились по камням в сечении, чего Катраний набор себе не позволял. Но, сейчас это уже не имеет ни какого значения, нету их у меня уже. Остались одни впечатления. Раз Путник собирается переделывать набор, значит материал его устраивает.

В третьих .
Про ходкость. Объективный фактор, который не имеет смысла, тем не менее, в реальной жизни. Четыре посудины - Таймень, Тик-Так, Катран и КНБ-81 при равных условно прокладках в походном строю идут одинаково. Проверено, т.е. проблемы ждать и догонять не было. Два похода. Мста и Чирка-Кемь. 2007. А вот на порогах все как по теории. Таймень - утюг. Тик и Катр так себе. КНБ-81 - истребитель Зеро.

Ну, по мне, на Мсте и Чирко Кеми, если не совсем безводный год, между указанными выше лодками особой разницы нет. Для маневра на любой из них достаточно места и времени. Хотя последние две со сливов могут нырять поглубже, а временами могут и до дна носом достать. Ну, чего об этом спорить лодки разные, у всех есть свои плюсы и свои минусы.

Про обучение. Нет инструкторов, которые учат Катрано-Вьюно-Илексо вождению. "Опытные" Вьюноводы (Тайменеводы) - не инструктора. Чаще собутыльники. А самоучение - пол жизни. Я это проходил. Жалею.

И полигон для учебы на пупындрах гораздо ширее и оперативнее. И материал как тренажер для обучения гораздо податливее.
Для очень понятного сравнения, попробуй на Ладоге народ научить зацепу и боковым притяжениям.
Наверное на слаломнике удобнее? Но слаломник это для маньяков. Но маньяки не все, а учица хоца.

Вот опять ты все в кучу сложил. Сильно сомневаюсь, что зацепу и боковым притяжениям удобнее учиться на каньоне, ... чем на Ладоге. Многое будет зависеть от того кто, кого, зачем, где, по какой методике, ... обучает, и в случае с Ладогой угол наклона весла поинтереснее получится. При этом, чем устойчивее посудина, тем меньше стимулов к обучению и больше уродуется техника. Какая разница куда течет вода, где какие камни, ... если лодка не киляется и не рвется? А это в свою очередь приводит лиц без реального опыта на более сложные реки, где оказавшись за бортом они могут поиметь значительно более серьезные проблемы, чем если начнут киляться на более простых вещах. Чем короче обратная связь. тем быстрее и нагляднее обучение. Судно то крепче и надежнее, а организма?

К стати Дно ты ж не даром так залюбил? Шикарная тренинг-машина. Особенно щаз, когда стала устойчивее.

С самого начала просил сделать ее поуже, но производитель позаботился о моем комфорте, и сделал ширее чем надо (мне). Посудина могла быть еще более обучающая. А залюбил я ее за легкость, компактность, простоту сборки/упаковки, и главное, за отсутствие лишних бортов и прочих элементов, которые нужно носить, возить, хранить, собирать, ... а на ходовых качествах они практически не сказываются. ПРИ ТЕХ ЗАДАЧАХ, НА КОТОРЫЕ "ДНО" РАССЧИТАНО. Не собираюсь я на нем по морям и океанам ходить, водопады прыгать, ...
« Последнее редактирование: 13 Март 2014, 21:45:37 от Ilya »

Михаил (Zindolog) Левашов

  • Гость
Re: доработка катрана
« Ответ #13 : 14 Март 2014, 09:58:52 »
для потехи Михаила.
БСК. Все с ног на голову. Не комментирую.


Спецом про потяг. Уж очень (ОЧЕНЬ!) позабавило

Сильно сомневаюсь, что зацепу и боковым притяжениям удобнее учиться на каньоне, ... чем на Ладоге.
О, как!

vp6bkru

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 13
    • Просмотр профиля
Re: доработка катрана
« Ответ #14 : 22 Март 2014, 16:40:08 »
Я свой Катран усовершенствовал с точки зрения шкуры, которая не в лучшем виде.
Вдоль железа прикрутил болтами разрезанный шланг. Шкура стала заметно прочнее при ударах о камни на порогах, но байдарка стала тяжелее. Плюс ко всему в силу старости, ПВХ сочится во многих местах, в байдарку поступает вода, всё это заклеить не получается.
Год как купил себе Викинг - не на радуюсь) Катран лежит как запасной.