Ой, извините если меня далеко занесет, но животины в зоопарке (да и в природе вообще) рулят не только ластами, которые по большей части сзади, а в том числе и телом, которое гнется. Да и предыдущие поколения им кое что в голову на эту тему вложили. Из собственного опыта, и не только, наличие руля на ралли сокращает время на дистанции примерно от 1/5 и более, но, при отсутствии необходимости обратной гребли, где наличие руля может здорово мешать. При этом, основная экономия времени не на том, что лодка лучше рулится, или чище проходит повороты, а на том, что умелое управление рулем позволяет экономить много сил. Ну, а на большие озера без руля выходить вообще глупо. Хочу руль к надувастику приспособить, но пока не придумал как, да и есть риск перейти с ним в другой класс лодок ;-) Шверты на крутых и ограниченных по пространству поворотах могут быть полезными плоскодонным судам. Килеватым судам они нужны меньше. Но, зная форму своего судна можно применять разную стратегию и тактику поворотов, использовать разные технические приемы, и проходить повороты на разных судах примерно за одинаковое время и с примерно одинаковым приложением усилий за всю дистанцию (конечно при сходных ходовых качествах).