Паводковый сплав на Скитульце

ВВЕДЕНИЕ

Этот текст написан для людей, обладающих некоторым водным опытом, например, в рамках летней Карелии или школ НТП.

Но если вы хоть раз в хорошую воду прошли капитаном или «сам себе каякером» речку класса «Каширки» и не испытали особых проблем, то читать дальше – дело вкуса. Но это не для вас. Все это вы уже знаете. Это упрощенка-минимум. Как адаптация Анны Карениной на 60-ти страницах.

Строго говоря, это написано для новичков и «стажеров» паводкового сплава. Карелия этому не учит. И не все в школах НТП усваивают знания и умения, необходимые для паводкового сплава. Не во всех спортивных клубах новичков учат на практике, вернее просто не успевают научить ходить паводковые реки. Паводок – не бассейн, и даже успешные новички-слаломисты имеют массу проблем на своем первом, по настоящему-паводковом, сплаве.

Внимание!

Если вы никогда раньше не ходили по воде, «кривее», чем сильно взволнованное озеро – воздержитесь от участия в Скитульском сплаве по Вашане, даже если ваши лучшие друзья туда идут и приглашение выглядит весьма заманчиво.

Посмотрите ЭТОТ фильм

о приключениях некоторых участников СкиТульца. Даже бывалых (особенно бывалых!) и «битых» спортсменов это видео приводит в некоторый ужас.
Если очень хочется приобщиться к паводковому сплаву, но опыта маловато, то приезжайте пока без лодки. Или с лодкой, но катайтесь под присмотром инструктора у базового лагеря. Обратитесь к организаторам и вам наверняка его найдут, и он с удовольствием вас поучит. Но в воскресение. Вам и там понравится. А дух фестиваля (самое главное на Скитульце) мимо вас не пройдет…

ОСОБЕННОСТИ ВАШАНЫ В ПАВОДОК

  • кое-где достаточно большая скорость течения;
  • насыщенность препятствиями, в том числе опасными для жизни (прижимы, завалы, заломы, расчески, техногенка и т.п.),

чалки и заходы в улова сложны, выход на берег может быть затруднен обрывами и кустами;

низкая или отрицательная температура воздуха;

ледяная вода;

сложная береговая обстановка: глубокие овраги, бурелом, болота, снег, грязь;

нетривиальность аварийного выхода (усугубляется в случае, когда человек шокирован сыростью, холодом и потерей лодки)

Одна из попыток классифицировать паводковые реки принадлежит Диме Шварцу.  http://slazav.mccme.ru/mcat_ds.htm
Оцените сами те реки, на которых вы были в паводок. Вашана имеет литеру В+

В любом случае, сплав по паводковой речке — это имитация сплава по горной реке, и относиться к нему стоит так же серьезно.

СНАРЯЖЕНИЕ

Все элементы с литерой * следующего перечня являются обязательными по Положению Скитульца.

сплавная каска*
должна быть на голове в застегнутом виде ВСЕГДА до финальной чалки. Под «дырявую» хоккейную каску типа М10/М8 (маленький вариант на изящных дам и детей) или Хико Лайф (первый шаг к спец-снаряге) хорошо надеть либо неопреновый подшлемник, либо тонкую флисовую балаклаву

гидрокостюм*
лучше сухой (современный), но можно использовать неопрен. Неопрен сильнее стесняет движения, особенно если при покупке слушать консультантов «от дайвинга». Запомните – для водника неопрен должен облегать не сжимая, лишь бы не висеть. Носки – так же.

поверх неопрена
рекомендуется(!!!) надевать ветрозащитный костюм, поверх чернухи — тоже для защиты ее  от повреждений. Под гидрокостюм не помешает одеть тонкий флисовый костюм. Совсем на теле – тонкое термобелье, желательно, не имеющее в составе ничего кроме ПОЛИПРОПИЛЕНА или ПОЛИЭСТЕРА. Все остальное, даже супер-понтовое с мериносами и ламами — не для водника. Особенно весной.

Просто неопреновые шорты и тонкие тренировочные брюки – не вариант, даже если в спортклубе или друзья вам об этом забыли сказать. Привычный и такой уже, казалось бы, послушный слаломник весной не спасает от необходимости выходить, сливать воду (ведь он не новый и подтекает) и разминать ноги. Вот тут-то и подкрадывается переохлаждение
(Абзац написан по реальным событиям весны 2012. Все окончилось хорошо. Холоду не хватило каких-то пятнадцати-двадцати минут)!

спасжилет*
на Скитульце лучше использовать современные пенковые спасжилеты небольшого объема 10-12 литров для байдарок или каякерские спасжилеты, рассчитанные на эскимосский переворот, потому что они при самосплаве, позволяют активно плавать и проходить под расческами и бревнами.
Небольшой, надувной спасжилет тоже подойдет, но он должен быть оборудован вшитой паховой обвязкой, желательно, объединенной с петлей из стропы на спине (спорная вещь). Жилет должен быть точно подогнан по фигуре. Важно, чтоб было как можно меньше мест, за что могут цепляться ветки. Не обязательно его накачивать до упора, хватит и просто до заполнения объема, но без давления. Все затяжки по возможности затянуть, а незатягиваемые заранее прошить на укорочение. Плечевые лямки и петля (по мне — так вешалка) должны обеспечивать возможность вытащить за него человека. Излишне висячих хвостов быть не должно. Полезно иметь большой карман на молнии и свисток. Жилет не должен мешать грести и двигаться.

сплавная обувь*
специальная сплавная с нескользящей подошвой или хотя бы кеды. Поскольку берега местами покрыты снегом и льдом, на котором придется стоять, неопреновые боты или носки должны быть не тоньше 5 мм. Если вы дополните эти боты еще неопреновым носком 3-5 мм, хуже от этого не будет. Под неопрен вполне можно одевать термоноски от тонких до флисовых.
Про резиновые сапоги на сплаве забыть, как про кошмар из прошлого. Навсегда(!!!)

стропорез
надежно закрепленный на спасжилете. Ну, хотя бы нож в кармане или в емкости жилета.

личный аварийный комплект*
в кармане спасжилета: герметично упакованные ДВЕ зажигалки и микроаптечка (как минимум, стерильный бинт, обезболивающее, валидол), плекс, немного серого скотча, сникерс (насчет сникерса вполне серьезно, перехватить вкусненького и , главное, питательного в сложной ситуации очень полезно).

доп. аварийный комплект
для разжигания костра – баллон с газом и насадка «мегаспичка».
Работает и без герметизации. В разы облегчает разведение костра. Забудьте пижонские истории про умение разжигать огонь «силой мысли». При аварии от вас требуется не эстетичный и красивый процесс, а быстрый и эффективный результат. Поверьте, лучше газа на сегодня — только напалм.

GPS
сегодня уже в разряде обязательного снаряжения. Либо водонепроницаемый Gаrmin, либо защищенный современный гаджет. И необходимо заранее по нему познакомиться с местами эвакуации, дорогами и т.п.

герма с документами*
деньгами и заряженным телефоном* (всегда на себе!).

Дополнительно хорошо иметь:

варежки на весло
дополнительно, но очень улучшает восприятие мира. Голой рукой по веслу — прошлый век. Есть специальные варежки, крепящиеся непосредственно на шафт (перекладина весла). Можно использовать неопреновые (строго неопрен — есть перчатки с элементами кожи — это лучше чем ничего, но…) дайверские перчатки или варежки с прорезанной внутренней стороной, главное, чтобы они были скроены с расчетом на согнутую ладонь и не мешали чувствовать весло
В лодках должны быть следующие вещи:

основное весло*
гораздо короче, чем вы привыкли в обычном походе. В упрощенном варианте его длина должна заставлять вас поднимать лопасть при гребке почти вертикально для того, чтобы вся лопата утонула. Где-то варьируется от 190 до 210. Исключения – высокая посадка на Скауте и ему подобных «дредноутах», или росте за 180.

запасное весло
из расчета 1 штука на 2 человек, но и по 1 шт. на каждого вам не помешает. Запасное весло должно быть аналогичным основному, а не первое попавшее под руку. Что б не пришлось после аварии и потери основного еще и думать о привыкании к совсем другому веслу (источник – Михаил Пастухов).

ремнабор*
для мелкого ремонта лодки, в том числе серый скотч. Упор на заклейку проколов-порезов. Поломка лодки на Скитульце мелкой не бывает.

емкости непотопляемости*
на жестких судах (байдарки, каяки) должны быть в носу и корме и привязаны… Надежно привязаны. Надувным лодкам дополнительные емкости не нужны.

обвязка*
заранее натянутая до звона, она сильно облегчает самоспас и вытаскивание лодок (на полиэтиленовых лодках, имеющих специальные ручки, обвязка не нужна); При намокании и ослаблении обвязки ее рекомендуется подтягивать.

морковка*
одну на каждое судно, даже если вы не знаете, что с ней делать. Она пригодится и вам и другим.

одноручная пила
обыкновенная (по некоторым мнениям — она необходима, а иногда незаменима). Пила с зубом для сырого дерева вообще идеальна..

топорик
на группу 1-2, если при разведении костра вы не обходитесь предыдущим пунктом.

термос с чаем
Пункты питания на дистанции конечно есть, но вам до них еще дойти надо…

!!! Возить в качестве килевых спиртные напитки, как это иногда принято, просто опасно!!!
вообще есть три «НИКОГДА» на сплаве:

  1. НИКОГДА не привязывать весло к себе или к лодке.
  2. НИКОГДА не «греться» если вы еще собираетесь садиться в лодку. Допускается (спорно) выдать сильно испугавшемуся в аварии человеку 30(!) грамм водки, и то, если это пугливая женщина и (или) просто матрос. Капитаны соблюдают сухой закон и греются работой. Но лучше обойтись. Обоим.
  3. НИКОГДА НЕ НАРУШАТЬ ПУНКТ №2

 

СПЛАВ

Введение

На Вашане каждый экипаж (или каякер) сам за себя.

Это, безусловно, неправильно. Это неправильно в общем случае.
Но это специфика ралли. Вы приехали одни и у вас команды нет. Хорошо, если у вас есть «опытные» товарищи, которые вас ведут, тогда лучше слушать их. Хорошо, если вы нашли «опытных» уже на старте, но повторяю — реалии ралли для вас, скорее всего — одиночный сплав.

Если вы встретите экипаж, который возьмется немного вам помочь – следует воспользоваться.

Если вы почувствовали, что не понимаете, что происходит – сойдите на берег. Дождитесь идущих сзади опытных людей в «розовых» номерах массплава, а еще лучше участника из «911» и они подскажут, куда лучше и с какого берега выбираться.
Сойти с дистанции на  Вашане незазорно. Поверьте.

Но вот вы ОДНИ, не очень в себе уверены, но хочется…

Старт!

Забудьте про торопливость. Даже если вы оптимистично записались в ралли, а не массплав.
Постарайтесь пристроиться к группе, но понимая, что все равно на воде – каждый (экипаж) за себя. Кроме общих спасработ.

Не смотрите по сторонам. Красоты сейчас не для вас.

Точка принятия решения

Если проблемы вас накрыли в первые сто-пятьсот метров, то это только цветочки. Есть еще время передумать и вернуться «без потерь».

Дистанция

Дистанция перед идущей впереди лодкой (если вы не собираетесь обгонять)  должна быть около 10-15 м для каяков, 20-25 м для байдарок. Держать дистанцию тут надо как на автомобиле, особенно в гололед. Несоблюдение дистанции — гарантия аварии. Гарантия!
И сразу противоречие — желательно все время видеть идущую впереди лодку (если она есть) и её проблемы. К сожалению, при сплаве по извилистым речкам это не всегда получается.

Но общее и постоянное правило — дистанцию держит идущий сзади!

Это ЕГО проблемы ( как на автомобиле !!!!), куда он будет чалиться. Вы никогда не должны влететь в идущий впереди экипаж, который, например, висит на бревне или пролезает под расческой. Необходимо остановиться в улове (да где угодно) и подождать, а не лезть туда же, заодно будет возможность изучить со стороны чужие ошибки и продумать свой вариант прохождения или обноса.

Учитесь видеть место для следующей безопасной чалки. Если такого места не видно, то лучше вылезти и просмотреть весь участок с берега.

ПРЕПЯТСТВИЯ И ИХ ПРОХОЖДЕНИЕ

Введение

Туристы-водники имеют склонность недооценивать важность слаломной подготовки, или даже не знать о ее существовании, но именно на паводковой реке умение делать траверс, грамотно заходить в улова и выходить на струю является жизненно необходимым. Все эти вещи, конечно, надо отрабатывать заранее. Этим навыкам учат в клубах, секциях и командах, как формальных, так и нет. Обучение требует времени  не только на само обучение, но  и на осознание. Для обучения всегда ищите тех, кто круче. Круче не за столом с рюмкой и гитарой, а «на весле». Этот пункт — скорее заметка на будущее. Сегодня уже поздно. До Скитульца считанные недели, дни. Или даже часы 🙂

По реке НУЖНО идти не просто вперед. Девять из десяти препятствий можно объехать по совершенно безопасной траектории. На чистых участках имеет смысл заставить себя (свой экипаж) поиграть с водой и экспериментировать — поездить туда-сюда, назначать сложную линию движения и пытаться ее выдержать, заезжать в улова, траверсировать струю, вставать лагом, чтобы понять, на что способна лодка (естественно, соблюдая дистанцию).

Есть тайное знание алтайских каякеров,  которому никогда не учат в школах водного туризма: надо воспринимать сплав не как противоборство с водой, а как веселую игру, надо все время сохранять ровное дыхание и уметь расслабляться. Пройдя с неизбежным нервным напряжением препятствие, можно покричать, покрутить головой, полюбоваться пейзажем и голубым небом, улыбнуться солнышку (или дождику) и своим друзьям. Незачем сохранять мужественный вид, вы же играете. Эта конечно правильно, но для самостоятельно идущих новичков почти нереально, но кому-то пригодится…

Главные правила

1. Крен на препятствие!
При навале на препятствия — не отталкиваться от него веслами и руками. Не отклонять назад голову. Наоборот, изобразить из себя барана на мосту — «я тут хозяин!» Руки и голову вперед. Можно и нужно сразу опереться НА препятствие, даже лечь на него грудью, принять устойчивое положение, подставив струе дно, и смещаться руками вдоль него на чистую воду.

2. Стараться видеть
(и занимать в виде тренировки) место для безопасной остановки в улове после прохождения препятствия. Дальше может быть следующее. Сразу. Без перерыва.

3. Если вы видите (подозреваете) впереди серию неочевидных проблем или не видите, но подозреваете — остановитесь. Выйдете, осмотрите с берега и примите решение.

Основное препятствие — прижимы

Прижимы образуются на крутых поворотах реки, где основная струя бьет во внешний берег. И вообще они везде, где есть течение. Прижимы опасны еще и тем, что в них скапливаются разнообразные бревна, под которые вас стремится затащить вода. Соглашаться с ней тут нельзя.

Прижимы проходятся вдоль внутреннего относительно поворота реки берега, слегка лагом, нос лодки должен быть направлен в сторону внутреннего берега и при этом не забывать грести. Грести ВПЕРЕД.

Вообще все повороты лучше проходить у внутреннего берега, где меньшая скорость струи дает больше времени и для того, чтобы подумать и для самого маневра.

Но это, если вы умеете управлять лодкой на положительной скорости, что вряд ли. Это уже третий этап зрелости водника. Если вы этого не умеете, сначала осваивайте кормовой траверс и учитесь ходить РОВНО НАОБОРОТ или …

Кормовой траверс 

Тренировка с виду простая. На ровном, но текущем участке попробуйте, гребя назад (табаня), остановить лодку. Затем, не переставая грести и не двигаясь вниз по реке, отведите (отломите) корму влево или вправо и, продолжая грести назад и не давая лодке смещаться вперед и назад, последите, куда при этом двинется лодка. К какому берегу. Влево или вправо. Поиграйте с этим движением минут 20-30. Поймайте закономерность.

Этот прием — самое главное средство «договориться» с паводковой Вашаной и получать взаимное удовольствие. Естественно, что для тренировки нужно безопасное место. И не обязательно на Вашане. Любой едва текущий участок реки около вас. Не надо ехать за город. В Москве подходит Сходня у м. Тушинская. Льда нет обычно уже в 20-х числах марта. Уже за неделю до Скитульца — точно. Потратьте хотя бы предыдущую субботу и воскресенье на это — и вы почувствуете разницу. В каждом городе есть такие места для тренировок. Постепенно, если есть время, места тренировок переносятся на более быстрые участки.
Хождение НАОБОРОТ, или сплошной кормовой траверс

Когда вы освоите кормовой траверс, то в прижим (да в любое сложное место) входите уже носом по направлению к нему(!), корму держа в сторону безопасного выпуклого (внутреннего) берега или свободного прохода. Когда бы перед вами не возникло препятствие, вы всегда на кормовом траверсе сможете сместиться в сторону, где есть проход, ну или хотя бы зачалиться.

Чисто технически, кормовой траверс, это самое-самое минимальное, что вам сегодня надо с точки зрения управления лодкой в удовольствие.

«Расчески»

Это нависающие над водой деревья, как правило, с торчащими вниз ветками.
Их, как правило, надо проходить там, где ствол выше всего над водой, а течение минимально.
Матрос сначала кладет весло вдоль борта, потом наклоняется вперед, чтобы одновременно контролировать крен лодки и защитить лицо от веток и пролезает под ветками, капитан в это время контролирует положение лодки — носом вниз по течению. Пройдя под расческой, матрос начинает грести вперед, а капитан, в свою очередь, тоже сначала кладет весло вдоль борта, потом наклоняется вперед, и пролезает под ветками. Каякер все это делает естественно один. В плотной расческе иногда приходится держаться за ветки руками, главное — не становиться к ней лагом, иначе киль неизбежен.
Если за дерево хватается руками матрос на байдарке, велика вероятность, что капитан не справится с течением, лодку развернет лагом и кильнет. Если за дерево хватается капитан байдарки, не сидящий в упорах, он может расстаться со своим судном и остаться висеть на бревне.

Отклоняться назад время от времени приходится. Но старайтесь избегать этого.

Каякеры при преодолении подобных препятствий (особенно бревен, о которых дальше) иногда используют (вынужденно или осознанно) эскимосский переворот, но это оправдано только в крайнем случае. Под водой обычно хуже и не известно, есть ли чистый «проплыв».

Тонкие ветки можно просто пробить лбом сходу, наклонив голову вперед, при этом весло держать вдоль борта, чтобы его не вырвало, и контролировать крен. Только присмотритесь, чтобы за ветками не было спрятано бревна. Удар каской при выпрямлении на ходу — весьма запоминающееся событие.

ВНИМАНИЕ — «Расческа»  с торчащими острыми сучьями ЭТО СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ !!!!

Не при каких условиях не пытайтесь принять ветку на корпус — вспомните ЗАКОНЫ ФИЗИКИ !!! 

Дырки в лодке ВЫ переживете — ДЫРКИ в ТЕЛЕ — не всегда!!!

ВНИМАНИЕ  — Удар головой о ствол или толстый сук может привести к тяжелой черепно-мозговой травме !!!!!!  «Глухой» удар телом о бревно — это возможные переломы ребер, ключиц или костей рук.

ВНИМАНИЕ  — Попытка схватится за ветку рукой на скорости может привести к разрывам сухожилий, серьезным повреждениям мягких тканей кистей рук и ОДНОЗНАЧНО К КИЛЮ !!!

Отдельные притопленные или полупритопленные бревна

Через них можно перепрыгнуть, если как следует разогнаться поперек бревна, выбрав место, где меньше сучков (часто эти бревна уже обструганы сверху ледоходом или бобрами). Главное — перекинуть через бревно центр тяжести.

Если перепрыгнуть бревно не получилось, и вас скинуло назад, не ждите, когда вас навалит на препятствие, попробуйте отгрести назад. Если и это не получается или нет времени и вас прижимает — начинается борьба с прижимом.

Как написано раньше — нужно сделать крен на бревно и, перехватываясь вдоль него руками, сползать туда, где есть проход. Или в таком положении ждать помощи. Крен бросать нельзя. Если течения нет (так тоже бывает) можно вылезти на бревно (по очереди, если вы на двойке), перетащить лодку и даже помочь другим экипажам перебрасывать лодки. Они вам скажут спасибо.

ВНИМАНИЕ — если вы кильнетесь — под бревном может быть начинающийся завал и ВАС может не промыть — это смертельно опасно!!!

ВНИМАНИЕ — крен надо держать на припятствие и КРЕН БРОСАТЬ НЕЛЬЗЯ !!!
Заломы

это смесь лежаче-стоячих древьев поперек дороги, но проход есть, но он в стороне. Заломы часто находятся в основной струе, поэтому начинать маневр надо заранее. Кормовой траверс — лучшая «таблетка» в заломах. И всегда помнить про дистанцию. Как на машине в гололед.

Завалы

непроходимые нагромождения из бревен, полностью перекрывшие реку.
Преодолеваются методом предварительной чалки на безопасном расстоянии и обноса лодок по берегу.

ВНИМАНИЕ — ЗАВАЛ ЭТО СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ !!!!

Глухой завал это то, чего вы должны бояться БОЛЬШЕ ВСЕГО!!!

ЕСЛИ Вы понимаете, что деваться некуда — БРОСАЙТЕ ВСЕ — лодку весло шмотки.

ВАША ЗАДАЧА СПАСТИСЬ !!! СТАРАЙТЕСЬ, БОРИТЕСЬ, БЕЙТЕСЬ — от этого зависит ВАША ЖИЗНЬ!!!

Особенное препятствие — техногенка (мосты, тросы, арматура, трубы, плотины)

Самый неприятный вид препятствий. Под мостами обычно валяется старый железобетон с арматурой или бревна с гвоздями, за плотинами бывают остатки предыдущих конструкций плотины, весенние временные переправы из проволоки, которые висят на уровне лица. Это всё опасно для жизни. Необходим просмотр. При малейших сомнениях надо обнести.
И вообще главное правило – за препятствием или поворотом «чего-то» не видно, но чувствуется подвох – выйди и посмотри.

СТРАХОВКА И СПАСРАБОТЫ

На паводковой реке аварийной ситуацией является любой заплыв человека отдельно от лодки. Наиболее опасны глухие завалы, пропускающие воду, но не имеющие дыр, в которые мог бы пролезть человек. Попадания в такие места надо избегать любыми средствами.

Поскольку вода в паводковых реках очень холодная, аварийные ситуации необходимо ликвидировать быстро. Голыми руками в воде можно удерживать что-либо (например, аварийную лодку, полную воды, или человека) от силы 30-40 секунд. Длительный самосплав или нахождение в воде чреваты переохлаждениями, и речь идет не только о спасаемых, но и о спасающих. Науке известны случаи более длительных контактов людей и холодной воды, но вряд ли их участники захотят повторять.

Общие правила вообще всех спасработ:

правило №1: Спасработы не должны увеличивать число спасаемых!!!
Для вас это означает — не следует проявлять «необученную» отвагу! Это цинично, но верно.

правило №2. В страховке и спасработах с воды принимают участие только опытные экипажи, чей опыт превосходит сложность реки.

правило №3. Сначала люди! Спасение барахла, лодок и весел — второстепенная задача для добровольцев. Что не привязано, то уплыло!

Специально для вас: При возникновении аварийной ситуации рядом (впереди) вы должны немедленно зачалиться куда угодно и не мешать, как минимум.

Прямое следствие Правила №1 — даже если в аварийной ситуации оказался ваш самый близкий друг, не надо очертя голову бросаться на помощь! Сначала оцените ситуацию и поймите, как именно надо помогать… Не понимаете — не мешайте другим.

Продолжение сплава после окончания спасработ

по команде руководителя «спасателей» или когда вы больше не нужны (и) или вы пришли в себя. Долго тупить на берегу, наблюдать за чужими «подвигами» нельзя, а то вы сами замерзнете.

Ваши действия при вашей аварии

Закон №1 новичка на Вашане: Вы обязательно кильнетесь!

Что же делать экипажу аварийной лодки? Универсального рецепта нет и быть не может, но есть общие рекомендации.

При киле на бревне или завале первая задача аварийного экипажа — стремительно покинуть лодку и оказаться сверху на препятствии, а потом на берегу.

Оказавшись самосплавом в струе на относительно чистом участке, надо найти ближайшее безопасное улово и активно плыть в него, просто поперёк струи.

Если несет на завал или бревно — нужно выкинуть весло, оттолкнуть подальше лодку и плыть в ближайшее улово еще быстрее. Хвататься за кусты и ветки на берегу обычно бесполезно, при достаточно сильном течении может оказаться и опасно, но использовать эти возможности стоит.

Если предлагают страховку лодкой или морковкой — не надо отказываться.

Пытаться самому спасать собственную лодку можно только  тогда, когда этому НИЧЕГО не мешает.

Самое скверное — впереди глухой завал, через который фильтруется вода, но в котором нет прохода для человека. Спасаться от таких мест как угодно, любой ценой! Если угрестись от завала никак не получается — оттолкнуть лодку и выкинуть весло подальше, головой развернуться к препятствию (то есть, вниз по течению), а не ногами, как учат делать на самосплаве, и попробовать оказаться на нем сверху. Что делать, если и это не помогло — никто не знает, к сожалению.

Что делать, оказавшись на берегу? Восстановить дыхание, прийти в себя, потом идти вытаскивать барахло и отливать лодку. Нельзя тупить — пока вы переживаете стресс, ваши товарищи (вы уж точно) мерзнут, к тому же, возможно, нужна помощь другим экипажам. Чтобы не замерзнуть, надо двигаться. Если в сухую гидру попала вода — раздеться и вылить ее, выжать термобелье. Под неопреном ничего выжимать не надо. Влага с правильного термобелья сама стечет в носки. А снимая-надевая неопрен, вы только лишний раз замерзнете. Оказавшись с лодкой на разных берегах, надо попросить ваших товарищей или проплывающих мимо коллег вас воссоединить, перечалить лодку или, в крайнем случае, перетащить вас на морковке (только на чистом нешироком участке реки).

Эту просьбу рекомендую обращать скорее к участникам массплава (розовые номера) и ясен пень к команде «911», хотя вот они-то к вам сами первыми пристанут. У них работа такая…

Синие номера (команды) рекомендую без крайней необходимости не тревожить. Они тут бывают злые и даже своих знакомых и заклятых друзей, застрявших поперек дороги не прочь задавить. Почти не шутка. Ведь на них висит груз ответственности за результат команды и их потерянное время – потерянное время всей команды. А счет там идет уже на секунды. Таковы реалии.

Желтые номера, это «гонщики-частники». Это та часть участников, которые может помогут, а может и нет. Но в серьезной ситуации Скитульцы — народ отзывчивый. Причем замечено — чем позже человек стартует, тем большую помощь он может оказать и получить. Но не стоит затягивать со стартом. Если вас догонит замыкающая группа «911», то вы «почувствуете нашу любовь» (с).

Оставшись на берегу в одиночестве, надо ждать людей или группу «911» . Восстановить в памяти события, понять, где сейчас находятся ваши лодки-шмотки. Идти к ним надо по тому берегу, на который вас вынесло, не пытаясь в одиночку переплыть реку или перейти ее по бревну!

Если удалось добыть вещи из лодки, но холодно и вам светит некоторое время никуда не двигаться, начинайте разводить костер. (Вспомните раздел «Личный аварийный комплект»…)

Надо понимать, что киляния, отстрелы и самосплав — это все-таки рабочие моменты, которые на Скитульце иногда случаются (почти) с каждым, даже самым опытным, и относиться к этим вещам надо философски. Но три-четыре или больше киля (отстрела) за день — это уже признак того, что река слишком сложна для вас, и повод задуматься о снятии с маршрута. Хотя науке известны случаи семнадцати заплывов одного человека в течение одного апрельского дня, но вряд ли этот человек и его группа получили от процесса удовольствие. А ведь именно за удовольствием мы ходим на воду.

Если после аварии вы считаете, что можете продолжать — не тяните время. И тогда больше успеете 🙂

ОТДЫХ И ПРЕКРАЩЕНИЕ СПЛАВА

При длительном сплаве, люди устают и мерзнут, и каждый должен все время отслеживать свое состояние, не допуская того, чтобы накопившаяся, как снежный ком, усталость начала приводить к очередным ошибкам. Не стесняйтесь, скажите напарнику, себе или руководителю:
– «Я устал, передых!» (или вообще — хватит…).

Тот же, только наоборот:
Если вы идете вдвоем в одной лодке (две лодки в паре) — всегда будьте готовы спокойно отреагировать на то, что ваш партнер «устал» от романтики и хочет все это завершить.

Пункты питания на Скитульце

Это места, где вам обязательно стоит остановиться, отдохнуть и перекусить. Здесь организуется мини-фестиваль любителей сплава. Здесь при желании — самое удобное место прекратить сплав и вам помогут добраться до базового лагеря, где гостеприимный РедРик (Юрий Корсаков) с остервенелым удовольствием, всего за пару поленьев, засунет вас в баню.

ПП1 расположен  примерно  посередине дистанции ( 12 км от старта) и посередине главных сложностей Скитульского ралли. Половина сложностей позади. Но их еще достаточно впереди. Обязательно отдохните на ПП1. Но не затягивайте. Помните про «дружелюбную» замыкающую команду «911» 🙂

Если вы дошли до ПП2 ( 24 км от старта) , то до финиша еще остается,  как минимум, минут сорок – час ( 8км). Оцените свое состояние. Не обязательно напрягаться и преодолевать этот кусок, хотя он на порядок проще пройденного.

ВЫВОДЫ

Водная часть Скитульца — это, безусловно, спортивное и экстремальное мероприятие и при адекватной моральной, физической и технической подготовке и постоянном применении головного мозга по назначению — в меру безопасное.

ЕЩЕ МИНУТОЧКУ!!!!

Если вы уже устали и читаете «по диагонали», обратите внимание на этот абзац. Сорок секунд и вы свободны…

Организаторы Скитульца обычно сдвигают дату фестиваля на момент, когда основная вода уже спала. Но бывают аномальные весны. В 2012-м году пик паводка пришелся на вторник-среду накануне Скитульца. И было жестко.

В 2013-м очень вероятен прошлогодний сценарий.

(так и было… MNT)

КРАЙНИЕ ШЕСТЬ СТРОК

Скитулец (водная часть) это не смотр-конкурс готовности к лету. Это уже готовность №1.
Скитулец это место, где можно тренироваться, но не учиться(!). Тут уже надо уметь.

Скейт-борд, ролики, доска с парусом или мотоцикл «в первый раз» достаточно характерно покажут (напомнят) вам, что такое «не уметь». Только опыты со скейтом и роликами заканчиваются на асфальте, А вот опыты с паводком заканчиваются в ледяной воде под ветками и бревнами. Оцените разницу.

Берегите себя…

Сделайте правильный выбор!

Полная авторская версия