Миг половодья так недолог
Вот потому так сладок он…
(Туристическая песня)
Весна, прекрасная погода, в городе снега уже нет. И вот Вы замечаете странного человека: на голове – хоккейная каска, одет в какую-то робу, на одной ноге кед, на другой рваный сапог, в руке весло и ветки вербы. Глаза восторженно блестят, он громко и отрывисто говорит каким-то знакомым: «…Вашане…Я ему – вправо!!! А он… Ну и на дерево х…!!! Обмотались! … Да всё в лодке осталось!… По полю 5 км!… Один кед смыло!.. Вот на свалке подобрал… Угостили добрые люди…Через пару дней снимать поедем… Там ещё три лодки висят!…»
Это значит; для кого-то открылся новый водный сезон.
Для меня началось всё это в 1974 году, когда мы, узнав, что на реке Вашане во время половодья проводятся соревнования по скоростному спуску, решили по ней тоже проплыть. Было это уже недели через две после соревнований. Поплыли от Казначеево. Пять человек в лодке НДЛ (лодка надувная десантная) опыт у двоих – 1. После Ботнинского моста, на левом повороте, нас прижало к кустам, от кустов шарахнулись, а лодка под них… И у меня (да и у всех остальных) получился первый оверкиль…
И с тех пор я на Вашане практически каждый год. А второй оверкиль у меня случился на Вашане в 2012 году во время участия в СкиТульце.
Соревнования начали проводить где-то с начала 70-х годов. Проводил их « Областной Совет по туризму и экскурсиям». Рассылались «Положения», выделялся автобус для судей, врача и спасателей. На всех крупных предприятиях были свои клубы и секции. Им автобусы выделяли их профкомы. Кроме того, на реке были сплавляющиеся от подводного клуба «Посейдон» (Политех), а также просто катающиеся.
С 1976 года я был там в составе команды спасателей. Соревнования проводились одним днём в субботу. Старт от моста у Ново-Клеймёново, финиш – перед мостом в Бунырёво. Длина трассы порядка 40 км. По большой воде рекорд был 2,5 часа (лодка RZ -85 с рулём, т.е. гребцы работали только на скорость, не отвлекаясь на управляющие гребки).
Правила безопасности были те же, что и сейчас описаны в положении СкиТульца.
Тогда это выглядело так: В конце марта собиралось совещание представителей ведущих клубов и актива, зачитывалось «Положение о соревнованиях»…
…«А теперь начальник спасслужбы скажет Вам несколько слов…»
«…ещё повторю: у каждого должен быть шлем, спасжилет не менее 6 л., нож. Гидростюмы обязательны только для женщин. Минимальный ремнабор, средства разведения костра. Питьевую воду берите с собой (не пейте воду из родников, какой-бы чистой она не казалась, весной с полей в них стекает вся химия и органика). Минимум сухих шерстяных вещей, надёжно упакованных, несколько прочных полиэтиленовых пакетов (на ноги сухие носки, сверху пакет, на них мокрые). В лодке должны быть ёмкости непотопления, а на лодке обвязка с двумя чалками. Что-нибудь, чем отчёрпывать воду. Всё в лодке должно быть надёжно привязано. Ремнабор пакуйте лучше, чтобы его не сушить, если понадобится. Берите для дырок медицинский пластырь. По сухой резине он держит хорошо. Быстро просушить место склеки можно спиртом. Для питья ничего спиртного не брать! Будем проверять!
…Зачем обвязка? К ней вяжутся передняя и задняя чалки, они нужны как для проводки, так и для снятия лодки. На концах чалок только поплавки. Никаких карабинов без поплавков! Чалки заправлять под обвязку, чтобы ветками не сбило.
Ну, а кто первый раз,- если лодку валит на куст или дерево, — крен на препятствие. Под низким деревом надо либо пригнуться, либо откинуться, прикрывшись веслом. Весло вдоль лодки. Откидываться лучше, так как видно дерево и можно упереться в него и подтопить лодку. А если нагнуться, то уже ничего не сделаешь и можно зацепиться капюшоном или жилетом. Если кильнетесь, держитесь за обвязку лодки, не переворачивая её! Сориентируйте лодку вдоль течения и ищите где причалить. Если начнете переворачивать лодку на воде, то воды наберется литров 300-500. На струе простому смертному невозможно удержать такую массу. Находиться поэтому нужно выше по течению, чем лодка, чтобы Вас не прижало ею к препятствию. На поворотах держитесь выпуклого берега. Если впереди, на сильной струе, видно низкое дерево, быстро переходите на задний траверс и уходите к берегу, там можно и пройти вдоль него, или провести. Если лодку потеряли, дождитесь кого-нибудь и передайте какая команда, где лодка и куда пошли. Ну, вроде всё. До встречи на Вашане…»
Каждая команда выделяла один спасательный экипаж в распоряжение начальника спасслужбы. Все эти экипажи стартовали раньше старта и равномерно распределялись по реке, а в конце плыл начальник спаслужбы и смотрел, чтобы на реке никого не осталось. Вот мы, спасательные экипажи, насмотрелись многого и разного на реке. Итак:
Наблюдения за проплывающими.
Всё, что хотел сказать тебе я
Скажу я после, а теперь,
В порог вошли с обратным креном
На восемь бед один ответ…
Обычно, как и сейчас, указывались приблизительные сроки соревнований,- примерно 10
апреля. Часто бывало так, в это время лёд только начинал сходить. Также мы попадали на ледоход и во время тренировок перед соревнованиями. Вообще нет ничего, более опасного, чем плавать во время ледохода.
Плывём раз (спасателями на байде ЛУЧ), видим, льдина поперёк реки, а впереди кто-то из опытных участников. Они разгоняются, выбрасываются на льдину, первый выскакивает, дергает лодку, выходит второй, бегут с лодкой к концу льдины. Садится первый, потом второй и поплыли. Ну, мы себе тоже разгоняемся, выскакивает нос с матросом на льдину, он дёргает лодку, выхожу я. А дальше затрещали ветки, и льдина поплыла. Мы с лодкой бежать к краю. А льдина кренится, край уходит под воду. Мы назад. Сели в лодку, ждём, когда прибьёт к берегу. Льдина стукается обо всё вокруг, края обламываются, но не останавливается. И несёт нас лагом под толстый сук дерева посреди реки. Матрос пригнулся, а мне некуда. Я на дерево прыг, а льдина от этого разломилась. Лодка на воде, а я по этому суку обратно в лодку. Но не у всех так получалось.
На крутом повороте (ЗЮ-1 по Поседоновской классификации) одна лодка влетела под низкое бревно. Конечно, перевернулась, но один залез на это бревно. В это время пошла следующая лодка, но он с бревна соскользнул, упал на эту лодку, оттолкнулся от неё и залез обратно, но лодка от этого перевернулась.
…Не доверяйте деве юной
Весло, рюкзак и спасжилет…
Как — то раз пошли мы на Вашану (Посейдон и часть наших из турклуба ТПИ) всего порядка 50 человек, а весна как-то запоздала. В общем, лёд сломался, но весь не уплыл. Похолодало. В русле были льдины под разными углами. Шли с двумя ночёвками, т.е. вещей было полно. Гидрокостюмы тогда были сухие (Тегур и Нептун), под них шерсть, которая и мокрая греет, а на неё х/б, чтоб оседал конденсат. И всем было сказано иметь хороший спасжилет. Плыть между льдов надо так, чтобы либо слева, либо справа был берег. Ходить по льдинам — только с веслом, а лучше и держась за лодку. Но это стало понятно не сразу. Например: спасжилеты были у всех, но не все их одевали. Шлемы были далеко не у всех. Кроме наших, все плавали с длинными вёслами (Салютовские 3 м). И вот на одном участке (перед Гурово) — большая льдина – метров 30. Ну, мы на неё прыгнули, другие прыгнули, перетащили. А одни, – 3е в лодке (Ладога-3), прыгнуть очканули. Подошли лагом, сделали крен на льдину (как от нас слышали), а крен-то показалось большой. Они в другую сторону. А тут течение на деку, лодка — бульк и под льдину… Один (капитан) был в жилете, он остался на поверхности, А малый с девчонкой всплыли уже под льдиной. Малого под ней пронесло (в смысле под ней протащило течением). Он головой без шлема пересчитал все трещины. А девчонка схватилась за капитана, и мы вытащили её после лодки. Воды она не хлебнула, потому легко откачали. С того раза было запрещено проводить соревнования во время ледохода.
В те годы соревнования проводились « ….на разборных каркасных судах с мягкой оболочкой…».Так вот эти суда, из-за ошибок управления, недопонимания между членами экипажа (один влево, другой вправо), наваливались лагом на дерево и при хорошем течении ломались посередине и оборачивались вокруг дерева. Реже, уже перевёрнутая лодка, сама находила такое дерево. Многократные попытки снимания оканчивались неудачей. Через 2-3 дня вода спадала, и лодка уже спокойно висела метрах в 2-х над водой. К слову, у многих местных жителей пауки для ловли рыбы были сделаны из элементов конструкций байдарок. Нередко эта мягкая оболочка рвалась при прыжках через дерево или льдину. Для этого и брали ремнабор. Даже затыкали небольшие дыры шапками и продолжали гонку. Иногда помогали спасатели.
И тогда и сейчас у экипажей должны быть «…средства разведения костра». Таки вот имейте в виду, что даже при очень хорошей погоде, а когда нужен костёр она как раз плохая (иначе, зачем он), ни обычные спички, ни зажигалка Вам не помогут. Спички должны быть охотничьи, либо пропитанные воском. Зажигалки только с кремнем (её легче продуть и высушить). Нужно иметь резину, резиновый клей, оргстекло, в общем, всё то, что не боится воды и хорошо горит. По личному опыту скажу, что там, где Вы кильнетесь не будет сосен со смолой и берёз с берестой (закон такой), а будет ветла, осина и ещё не определить,- сухое дерево или нет. Хорошо горят прошлогодние лопухи.
А посему, что тогда, что сейчас если потеряли судно или весла к нему, замечайте место и рвите когти напрямую к дороге. Не надо идти вдоль реки. Будут ручейки, которые в паводок не перейдёте. Пробовали. Поднимайтесь выше и идите по водоразделам к дороге.
Из наблюдений… Догоняем какую-то лодку, судя по длинным вёслам и троим в лодке, не наши. Скорее Посейдон. Подплываем ближе – ан нет негры и пьяные… Как так? И тут они: «Ой! Здрасте!..» Туда — сюда… Смотрим — наши, в смысле из Посейдона. Они плывут второй день, вчера ночевали, ну посидели неплохо. Отплыли, кильнулись, холодно. Поставили палатку, стали жечь резину, погрелись и поплыли дальше. Ну, ещё кильнулись. Опять резина. Вот и негры. Вообще о спиртном и о холоде. У нас в политехе школа туризма начиналась с лекций о зимних походах и на каникулы (зимние) много людей шло в лыжные походы (Кольский, Карелия, Урал, Карпаты) и уже все знали о свойствах холода. Но перед походами в половодье проводились и занятия и тренировки на реке Упа. Там объясняли подробнее: Безопасно находиться в ледяной воде можно не более 15 мин. Дальше могут наступить необратимые изменения в организме. Попытка после замерзания согреется водкой – вариант тупиковый – расширяются сосуды, происходит эффект разогрева периферийных участков тела, но если одежда мокрая и ещё холодно, то будет отток тепла от организма. Начнут отключаться менее важные органы. Человека надо сразу переодеть в сухое и теплое. Кстати первый признак переохлаждения – человек не хочет переодеваться. Да, водка и не греет, а больше дурит. Даже после переодевания нормально греет коньяк или спирт (по широте местности 54%)
И это, и более детально, все у нас слышали. И на школах, и на семинарах…Но сколько волка не корми, у осла…
Из фольклора: Турист-водник отличается от других туристов тем, что никогда не просыхает…
Наблюдения…«Во! А чего один?» «Матрос весло потерял, я его и отправил пешком» «Как потерял? А запасное, не брали что ли?» « Ну, кильнулись, запасного не было, а он ещё очки утопил -15, ну я ему стакан накатил, ну а чё делать – то?»
Потом в четверг, у нас в клубе (Клуб туристов ТПИ), тот (-15): «Ну, эта, пошёл я сначала вдоль реки, а видно плохо, ну стал выше забирать, но всё равно вдоль реки, чтоб не заблудиться. А берег корявый: овраг за оврагом. Ну и раз, чего-то зацепился и покатился вниз, в овраг. Докатился донизу, а там оказалось ручей. Я упал, лежу, а по мне вода течет, и сквозь неё небо видно…
Спасать не женская работа
Ты спасконец метать взялась,
Петля на шее захлестнулась
И даже кровь не пролилась…
Спасатели всегда брали с собой хорошие верёвки, карабины, топоры, пилы, и т.д. «Посейдон» вообще, по возможности, пилил все завалы. Отчасти от этого Вашана легче проходится, чем Выпрейка, которую никто никогда не пилил. Там, правда и уклон больше. Вообще Выпрейка на порядок сложнее Вашаны. А вот Крушма, где проходили городские соревнования, примерно того – же класса, что и Вашана. Когда появились катамараны, их тоже стали использовать в спасательных целях. Спасать отлично. Можно подплыть на катамаране 4-е к дереву, снять людей, спилить дерево, вытащить лодку, вылить из неё воду, посадить экипаж или переправить на другой берег. Но скорость сплава… От Ново-Клеймёнова до Казначеевки доплывали не всегда. От Казначеевки – легко. Ставили на катамаран и двигатель. Такой вариант использовался на Крушме, где финиш был на другом берегу Оки. Перевозили тех, кто пришёл без лодки. Перестали проводить соревнования на Крушме отчасти из-за того, что финиш был на другом берегу Оки. Ока в это время уже сильно поднималась. Скорость течения увеличивалась. При встречном ветре волны бывали до 0,5м. И финиширующие экипажи, часто на сломанных лодках, уставшие и мокрые, оказывались в опасной ситуации. Местные спасатели рассказывали, что если посреди реки переворачивалась моторка, то редко кто доплывал до берега.
При теперешней организации соревнований (отдельное спасибо организаторам за этот фестиваль) они стали более безопасными. Появилась мобильная связь, организованы пункты питания, дежурят автомобили и бригада 911.
В этом году сезон открыли уже 2-го января. Теперь будем ждать весны и нового фестиваля. До встречи. Всем водоплавающим 3-х футов под килем и лёгкой воды.
СМИТ (А.С. Сеничкин) smit762@yandex.ru