Собственно, организованный массовый заплыв туристов-водников по паводковой Вашане на маршруте около 30 км и был той основополагающей идеей, из которой вырос современный Скитулец.
На первом Скитульце на воду встали 18 экипажей. До финиша целыми и невредимыми дошли всего 10 судов.
С каждым годом массовость сплавляющихся участников все увеличивалась, и перед организаторами встала главная задача — обеспечить участникам комфорт и максимальную безопасность.
Рекордным был Массплав Скитульца-2015, когда на воду вышло рекордное количество судов — 177 экипажей от 1 до 3-х человек. В некоторых местах на дистанции от такого количество лодок даже образовываются байдарочные «пробки».
На воду становятся люди с самым разным опытом сплавов, начиная от откровенных «чайников» до маститых спортсменов, решивших пройти по реке в расслабленном режиме. Для вторых – это легкая прогулка, а для начинающих сильное испытание нервов и физических кондиций. Задача Оргкомитета – на организационном уровне учесть все нюансы, обеспечивающие безопасный сплав всех участников
Все участники во время регистрации на Стартовой поляне собственноручно заполняют расписки, что несут полную ответственность за свою безопасность во время сплава. После этого все экипажи проходят через т.н. «техконтроль», на котором специальный судья проверяет соответствие экипировки участников и судна требованиям безопасности – наличие спасжилета, каски, емкостей непотопляемости в лодке и отсутствие у участников признаков употребления «допинга». Бывали случаи, когда техконтроль не допускал до сплава экипажи, успевших на стапеле принять дозу горячительных напитков.
На первом Скитульце импровизированный пункт питания был организован только через 24 километра после старта – в селе Казначеево. Сейчас таких пунктов два – первый в Лукино, после 12 километров от старта и уже второй в Казначеево. От него до финиша остается всего 5 километров.
На каждом пункте питания скитульцев ждет горячая еда, питье и транспорт для эвакуации в Базовый лагерь, если вдруг участники поймут, что силы иссякли или их судно получило повреждения, несовместимые с байдарочной жизнью.
Помощь на дистанции участникам массплава оказывают и контролеры дистанции «911» — опытные спортсмены-каякеры, которые сплавляются среди туристов-водников и оказывают им помощь в экстремальных ситуациях.
Надо сказать, что чувство взаимовыручки среди участников сплава на Скитульце настолько сильно, что на помощь потерпевшим аварию приходят буквально все, кто оказался рядом. Были случаи, когда попавшим в беду массплавщикам оказывали помощь гонщики в желтых номерах, невзирая на потерю драгоценных секунд.
Этот «скитульский дух» взаимопомощи на дистанции настолько силен, что является одним из столпов фестиваля и благодаря ему Скитулец существует многие годы.
Правила участия в массплаве самые демократичные – конструкция лодок не ограничена практически никакими условностями, кроме безопасности и здравого смысла. Каких только конструкций не увидишь на реке, наряду с привычными каяками и байдарками!
Каких только пассажиров не увидишь в лодках массплавщиков – от неопытных детей-матросов, которых опытные родители с младых ногтей приучают к туристическому быту до любимых домашних питомцев, с трепетом наблюдающих за мутными коричневыми потоками воды, окружающими место их временного обитания. Да и сами участники готовят к сплаву веселые костюмы на радость себе и зрителям.
Безусловно, беря в экипаж своего ребенка, родитель-капитан принимает на себя ответственность за его безопасность, рассчитывая на свой опыт и физические возможности, фиксируя это в расписке.
В рамках Массплава опытные наставники проводят тренировки для своих воспитанников, используя Скитулец в качестве тренировочного маршрута перед более серьезными походами.
У участников массплава есть, пожалуй, только одна главная «общественная обязанность» – не мешать на воде участникам Ралли, особенно в местах, где русло Вашаны сужается и обгон тихоходных «любителей» для азартных спортсменов сильно затруднен. Также, организаторы просят массплавщиков уступать место для чалки гонщикам в желтых и синих номерах на обносах непроходимых завалов.
Растущая популярность Скитульца рождает и негативные последствия: встречаются такие участники Массплава, которые поддались ложному чувству, что массовый сплав на Скитульце, это что-то типа матрасного пикникового времяпрепровождения « на лодочке».
Иногда выясняется, что участники сплава впервые в жизни сидят в байдарке и именно на паводковой Вашане. Подобные «чайники» — одна из самых больших проблем для контролеров дистанции и «чистильщиков», вынужденных дотаскивать подобных тихоходов до ПП1 и там «сдавать» их на берег для транспортировки в Базовый лагерь автомобильным транспортом.