Открытое письмо в Федерацию спортивного туризма Московской области

                                                         Председателю Федерации спортивного
туризма Московской области
Е.В.Милевскому
Председателю МКК ФСТ МО
Е.П.Зайцеву
Уважаемые коллеги!
Наша общественная организация «Скитулец» ежегодно в апреле проводит Весенний фестиваль туристов «Скитулец».
Главной составной частью «Скитульца» является массовый сплав участников по реке Вашана в период спада уровня воды после паводка.В таком сплаве обычно принимает участие до 150 экипажей каяков и байдарок в рамках соревнований «Скитулец-Ралли» и до 130 экипажей т.н. Массплава. Учитывая, что сплав по паводковой реке сопряжен с целым рядом опасностей (быстроток, навал на берег, прижимы к береговым кустам, завалы, низкоопущенные бревна, прочие естественные препятствия) Оргкомитет Скитульца принимает все от них зависящие меры по предотвращению несчастных случаев на воде во время фестиваля.
Так, в частности, мы сознательно назначаем сроки Скитульца с таким расчетом, чтобы не попасть на пик паводка, при котором Вашана становится безусловно опасна не только для водников-любителей, но и для опытных участников. Полная длина маршрута составляет около 29 километров, на котором устраиваются два Пункта питания (ПП) с горячей пищей и возможностью эвакуации участников и их судов в Базовый лагерь с помощью автотранспорта Оргкомитета.
На воду выходят т.н. «Контролеры дистанции» — наиболее подготовленные каякеры, хорошо знающие реку, которые распределяются по всей длине маршрута и помогают участникам при аварийных ситуациях.
Непосредственно накануне массового сплава по реке проходят т.н. «Прокатчики дистанции», которые выявляют наиболее опасные участки реки при данном уровне воды, состоянии естественных препятствий, и помечают потенциально опасные места специальными яркими знаками «Опасность», заставляющих участников повышать бдительность при прохождении этого участка реки.
При выявлении прокатчиками экстремально опасных участков реки, на них во время массового сплава выставляется пост береговых контролеров – профессиональных спасателей, для регулирования прохождения участка или предупреждения о полном запрете его прохождения по воде, или проведения спасработ в случае аварий экипажей.
После выхода на воду последних участников Ралли и Массплава, на воду становятся т.н. «чистильщики», которые сплавляются последними и при их приходе на ПП можно быть уверенными, что выше них на воде не осталось ни одного участника. «Чистильщики» последовательно закрывают участки от Старта до ПП1, от ПП1 до ПП2 и от ПП2 до Финиша (Базового лагеря).
Старт для участников ралли и Массплава закрывается в 11-12 часов, учитывая возможность экипажей за оставшееся светлое время суток самостоятельно дойти до финиша (Базового лагеря). Выход участников с ПП1 закрывается в 16:00 и с ПП2 в 18:30 с тем же расчетом, чтобы экипаж даже со средней степенью подготовки успел до сумерек добраться до базового лагеря.
Зачем я так подробно описываю меры безопасности при проведении водной части «Скитульца»? По той простой причине, что паводковая река слишком непредсказуема и опасна в условиях эмоционального стресса спортсмена на фоне физической и холодовой усталости. Задача Оргкомитета — сделать все возможное, чтобы избежать несчастных случаев на фестивале.
Ситуация, которую я хотел бы осветить далее и довести до сведения максимального количества заинтересованных лиц, на мой взгляд, выходит за рамки разумного.
В этом году фестиваль «Скитулец» проводился 20-21 апреля. 20 апреля, около 12 часов дня, закрыв старт для участников Скитульца и уже выпустив на воду «чистильщика», я встретился с группой детей от 10 до 15 лет в сплавном снаряжении, сопровождаемых одним взрослым сопровождающим, спускающихся на стартовую Поляну с пластиковыми каяками и собранной байдаркой. Из разговора с руководителем, я уяснил, что это группа из Раменского турклуба, и они собираются идти маршрут по Вашане вне формата «Скитульца».
Безусловно, я не имею права запрещать тем или иным лицам сплавляться по реке Вашана в удобное для них время, но я попросил руководителя на будущее строить свои маршруты таким образом, чтобы не пересекаться с участниками крупного массового мероприятия во избежание ненужных ассоциаций в случае несчастных случаев или аварийных ситуаций.
История имела продолжение. В тот же день, примерно в 21:30, во время процедуры награждения спортсменов, занявших призовые места в Ралли и прочих соревнованиях первого дня Скитульца, выяснилось, что на финише появились некие «замерзшие дети в неопрене», которых тут же поместили в протопленную мобильную баню, расположенную в непосредственной близости от места финиша. Дети были крайне усталые и замерзшие. При этом надо отметить, что сумерки переходят в темноту в это время года примерно в 20:30. Таким образом, получается, что примерно около часа дети шли по паводковой реке в темноте.Объявив через звукоусиливающую аппаратуру появившуюся информацию, я попросил «родителей» подойти к бане и забрать своих замерзших детей. Как позже выяснилось, за детьми прибежали двое взрослых и увели детей в свой лагерь, расположенный тут же, на Скитульской Поляне.В результате элементарного расследования выяснилось, что эти дети – та самая группа из Раменского турклуба, с руководителем которой я пообщался на Стартовой Поляне. Руководитель – Иван Михайлов – руководитель водной секции Раменского турклуба. В телефонном разговоре со мной И.Михайлов не смог пояснить мне, почему он решил таким странным образом поучаствовать в фестивале «Скитулец» — выйти на воду позже всех участников, вопреки всех требованиям безопасности, рискуя жизнью и здоровьем своих подопечных детей. Не будучи зарегистрированными участниками фестиваля,  группа И.Михайлова шла по маршруту без какого либо сопровождения квалифицированными контролерами дистанции, не имели возможности пользоваться Пунктами питания, которые уже были закрыты к моменты их прохода, не имели возможности воспользоваться эвакуацией с ПП.Известно, что группа из нескольких экипажей перемещается по маршруту значительно медленнее, чем одиночные экипажи, не связанные между собой. Именно из-за этого, детская группа п/р Ивана Михайлова была вынуждена завершать маршрут в полной темноте. Почему в момент финиширования детский экипаж не встречал никто из взрослых руководителей похода мне неизвестно. Фактически, руководитель И.Михайлов прибежал в баню за детьми только после того, как об этом было объявлено по громкой связи в Базовом лагере.Радуюсь за то, что дети, все-таки, смогли завершить маршрут. А Иван Михайлов должен радоваться, что никто из скитульцев не провел с ним прямо у финишной арки «разъяснительную беседу» на тему обеспечения безопасности в детской группе в походах по паводковым рекам.Полагаю, что выводы из описанных действий Ивана Михайлова должны сделать не только официальные лица Раменского турклуба и ФСТ МО, но и родители этих детей, неосмотрительно доверивших своих юных спортсменов человеку, не способному обеспечить им безопасные условия прохождения маршрута.

Мы все знаем последствия детского похода по относительно гладкому Сямозеру. Не хотелось бы наступать на грабли на нашей любимой Вашане.

С уважением,

Председатель Оргкомитета
Фестиваля «Скитулец»
Президент ТОООТ «Скитулец» Михаил Трусков